Опубликовано: 17:30, 14 октябрь 2020
Образование

Путь к успеху требует движения

«Учиться, постоянно учиться, каждый день открывая для себя что-то новое!» — вот жизненное кредо директора школы № 5 Веры Георгиевны Чернышевой. Главными достижениями она считает успехи своих учеников, для которых этот мудрый педагог является примером трудолюбия и усердия. Сегодня коллеги и школьники поздравляют своего руководителя с успешным выступлением в краевом конкурсе «Директор школы Кубани», где Вера Георгиевна заняла второе место. Она охотно рассказывает о составляющих своего успеха.



— Как известно, любой большой путь начинается с первого шага. Когда Вы решили стать педагогом?


— Я училась в советской школе в то время, когда не было доступных компьютеров, роботов, конструкторов, но были замечательные педагоги. Эти учителя умели увлечь и повести детей за собой. В геленджикской школе № 1 работала талантливая преподаватель истории Инна Павловна Попандопуло, у которой каждый урок становился погружением в прошлое — настолько образно, наглядно, познавательно она излагала материал. Вот тогда я и полюбила историю и захотела сама преподавать этот предмет. Поэтому мое поступление на исторический факультет Кубанского государственного университета было предопределено. 


— Для педагога очень важно не только знать свой предмет, но и уметь общаться с детьми. Вы помните свой первый урок?


— «Боевое крещение» я как педагог прошла в своей родной школе. В сентябре 1990 года мне, студентке пятого курса, позвонил директор Владимир Леонидович Гречко и предложил поработать в двух 11-х классах, в которых отказались преподавать другие учителя истории. «Ты же комсомолка! Выручай!» — попросил директор. Пришлось согласиться. Специально для меня скорректировали расписание, поставив уроки на пятницу — субботу, чтобы я могла приезжать из Краснодара. В эти два дня в неделю я преподавала выпускникам историю и обществознание и готовила их к экзаменам.


15 сентября 1990 года начался мой трудовой путь. Когда я пришла на свой первый урок, мне было 20 лет, а моим ученикам по 16. Это поколение перестройки: дети очень сложные, с завышенной самооценкой, почувствовавшие свободу, навеянную «ветром перемен». На первом уроке мне было очень сложно, потому что я еще не совсем владела методикой преподавания. Но, благодаря школе, которую я окончила с отличием, и университету, где шла на красный диплом, у меня был хороший багаж знаний, который я и продемонстрировала ученикам. Когда же в глазах ребят я не увидела интереса, желания все это познать и понять, стало очень обидно. В этой сложной ситуации помог мой настойчивый характер. «Как это у меня не получается?!» — сказала я себе и свой следующий урок построила по-другому, иначе повела себя с детьми. И у меня все получилось. Мы с коллегами благополучно доучили эти два класса. Это была моя первая педагогическая победа, первая ступенька к дальнейшим профессиональным успехам. После окончания университета я работала в школе № 1, где было много интересных учеников и достойных выпусков.


— Какие важные этапы пришлось пройти Вам как педагогу?


— Первые несколько лет, как и все молодые учителя, я училась. Самое главное для каждого педагога — это желание самому учиться. У преподавателя оно должно быть до последнего дня его работы, потому что в школе каждый день происходит что-то новое. Я училась и у своих коллег — школьных учителей, у преподавателей истории и обществознания методического объединения города, где мы активно обменивались опытом. Но самое главное, что должно быть у каждого учителя и чему научиться нельзя, — это любить детей.


Я не только люблю своих нынешних учеников, но и помню выпускников, среди которых много достойных людей, ярких личностей. Среди них госслужащие, журналисты, юристы, есть даже помощник министра иностранных дел, которые сейчас работают в Геленджике и других городах России. Мы периодически с ними встречаемся, общаемся, узнаем о событиях в их судьбах.


— Не всякий хороший учитель сможет быть руководителем. С чего начался Ваш путь как руководителя?


— Я работала не только учителем в школе, но и методистом в Центре развития образования. Благодаря этому у меня сложилось тесное взаимодействие с педагогами нашего города. Я занималась инновационной деятельностью, организацией профессиональных конкурсов и многим другим. С одной стороны, трудилась как учитель-предметник, ориентируясь на высокий результат, а с другой — работала с учителями, оказывая им методическую помощь и помогая в профессиональном становлении.


Сейчас много говорят о том, что директор — это в первую очередь менеджер. Но хорошему учителю, который разбирается в учебном процессе, умеет строить отношения с детьми и коллегами, это помогает и в работе руководителя. Основываясь на этом, я уже десять лет возглавляю учебное заведение, в котором учится почти 1400 школьников и работает 69 педагогов.


— Расскажите о своих самых ярких профессиональных достижениях.


— У меня было много побед в краевых и всероссийских конкурсах. Назову самые значимые из них. Дважды была победителем в конкурсе «Лучшие учителя России» — в 2006 и 2010 годах. Становилась победителем конкурса «Учитель года Геленджика» и занимала 2-е место в конкурсе «Учитель года Кубани» в 2009 году. Через четыре года лидировала во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок». Запоминающейся стала победа в конкурсе «Учителя — учителям», в рамках которого я проходила двухмесячную стажировку в Соединенных Штатах Америки. Я стараюсь подавать пример коллегам в том, что нужно постоянно учиться, развиваться и двигаться вперед. Педагог должен помнить о том, что если будет успешен он сам, то будут успешны и его ученики.


— Что представлял собой конкурс «Директор школы Кубани»?


— Говорят, если собирается хотя бы два учителя, они сразу же начинают проводить неформальный педсовет. А в рамках краевого конкурса одновременно собрались 44 директора образовательных организаций! Да еще к ним  присоединились члены жюри: талантливые и грамотные управленцы, победители предыдущих конкурсов, специалисты министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края и Института развития образования. Начался анализ управленческих практик, стилей, обмен опытом,  поиск лучших вариантов управленческих решений — в общем, то сотворчество близких по духу людей, которое и составляет главную идею конкурса «Директор года».


— Трудно ли далась победа? Что больше всего запомнилось?


— Готовясь к участию в конкурсе, я очень волновалась, общалась с коллегами-директорами, которые ранее представляли Геленджик на краевом конкурсе. Все сошлись во мнении, что мероприятие это сложное и хлопотное, но очень полезное. Пройдя через девять конкурсных испытаний и дойдя до финала, я убедилась в этом. Конкурс заставил посмотреть на себя со стороны, сравнить с коллегами из других городов, увидеть слабые и сильные стороны собственной управленческой позиции, но самое главное — задуматься над возможностями дальнейшего развития своей школы.


За волнительными событиями конкурсных дней я постаралась увидеть то самое важное, что есть в системе образования нашего края – прекрасные люди, готовые на многое ради своих коллективов, любящие школу, своих учеников, понимающие меру ответственности, которая возложена на них. Именно участники конкурса – то незабываемое  впечатление, которое, я уверена, останется надолго. Ведь все директора помогали  друг другу в конкурсных испытаниях, многие поддерживали лично меня в трудные моменты, за что им огромное спасибо!


— Что Вы пожелаете своим коллегам?


— Убеждена, что этот конкурс будет жить и развиваться. Поэтому директорам образовательных учреждений нашего города желаю участвовать в профессиональных состязаниях и никогда не останавливаться на достигнутом. Ведь мы лидеры образования, а это значит, что многое зависит от нас.


Беседовала Елена Сугако.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)